Программа «Земский учитель» в 2019 году

20 февраля 2019 года в ходе проведения ежегодного послания Федеральному собранию, В.В. Путин предложил запустить программу поддержки педагогов в небольших населенных пунктах. Проект получил название «Земский учитель».

Идею о разработке ранее озвучивала министр просвещения О. Васильева.

По аналогии с уже существующей программой «Земский доктор», за переезд в небольшие города и села, педагоги будут получать единовременную выплату в размере 1 млн. рублей «подъемных». Денежные средства предназначаются для покупки жилья, выплаты ипотеки или приобретения материалов для строительства дома.

Президент предложил запустить программу с начала 2020 года. И в 27 февраля поручил Правительству РФ внести соответствующие изменения в законодательстве.

Поручение о реализации программы

Предпосылки введения программы

Результаты последних опросов показали, что на данный момент в селах и небольших городах наблюдается массовая нехватка педагогов. Многие преподаватели работают на 1,5-2 ставках не по специальности, в результате чего качество образования ухудшается. На данный момент сельским школам больше всего не хватает учителей иностранных языков, физики, математики и биологии.

Зачастую учителя, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Многие преподаватели ездят в школу за несколько десятков километров от места своего проживания. При этом в большинстве российских регионов заработная плата учителей редко превышает 30 тыс. рублей.

Решение проблем — введение новой программы

Проблему с недостаточным количеством учителей в сельской местности Путин предложил решить тем же способом, которым решался вопрос с нехваткой работников в сфере здравоохранения — введением новой программы поддержки работников.

Программа «Земский учитель»: условия и документы на выплату миллиона рублей

Программа «Земский учитель» — это аналог уже существующей меры поддержки медицинских работников (врачей и фельдшеров) сельской местности — «Земский доктор». В ней смогут участвовать жители всех регионов России.

Выплата 1 миллиона рублей подъемных в рамках программы «Земский учитель» будет предоставляться предположительно на следующих условиях:

  • возраст до 35 лет;
  • переезд в сельскую местность;
  • высшее профессиональное образование;
  • заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет.

Министр просвещения Ольга Васильева в интервью упомянула, что программа коснется не только молодых специалистов, но и опытных преподавателей.

Другие требования к участникам программы еще обсуждаются. Первый зампреда Комитета по образованию и науке О. Смолин считает, что при разработке условий программы нужно учесть все ошибки «Земского доктора». Как показала практика, многие врачи после получения выплаты за переезд в сельскую местность, покупали квартиры в городе, отрабатывали установленное в договоре количество лет и возвращались обратно.

Новая программа должна не только привлекать в села учителей для работы, но и создать условия для того, чтобы они там оставались. Для достижения этой цели необходимо не только обеспечивать педагогов жильем, но и компенсировать им оплату коммунальных услуг, а также выплачивать достойную заработную плату.

Другие меры поддержки сельских учителей

До 2020 года в стране также продолжит действовать федеральная программа помощи молодым специалистам на селе, в рамках которой молодым преподавателям, переехавшим в деревню, предоставляется субсидия на улучшение жилищных условий. Также работники в сфере образования имеют право на получение прибавки к заработной плате в течение 3 лет. Программа также рассчитана на специалистов в возрасте до 35 лет.

КомментарииПоказаны 80 из 80
  • Анастасия 21:13 28.02.2019

    А тем, кто выживает и так в селах, деньги не нужны. Жили в нищете все время и дальше проживут.

    Ответить
    • АлександрАнастасия 21:17 03.03.2019

      Да, конечно круто, если вы переехали уже учителем, и вам больше 35 вам — нафиг миллион не нужен и по фигу, что вы тоже в ипотеке!

      Ответить
  • Марина 07:06 01.03.2019

    Здравствуйте! Я работаю в городской школе учителем и, например, переехала бы в село. Но посмотрела условия, и я не подхожу по возрасту и образованием (средне-спец-е). Могут ли быть изменения в этих условиях?

    Ответить
    • Михаил КрасинМарина 10:53 01.03.2019

      Марина, закон еще не приняли, даже законопроект на данный момент не разработан. Поэтому может быть еще множество изменений в условиях участия в программе.

      Ответить
  • Светлана 08:31 01.03.2019

    Здравствуйте. А как быть, кому за 35 и более? Я, например, езжу каждый день на работу в школу на попутных машинах.

    Ответить
    • ДмитрийСветлана 16:22 01.03.2019

      Вы держитесь там

      Ответить
    • АлексейСветлана 20:08 04.03.2019

      Они считают, что после 35 Вы уже не человек.

      Ответить
  • Марина 11:17 01.03.2019

    А мне 44. Я по возрасту не попадаю. Так бы хотелось уехать на село! Странное законодательство! 5 лет обязательной работы в селе, но только до 35 лет можно участвовать.

    Ответить
  • Марина 11:54 01.03.2019

    Здравствуйте!
    Я только в этом году начала работать в сельской школе, но у меня регистрация тоже в селе (соседнем) — это будет считаться как переезд в сельскую местность? И в данный момент я заочно учусь в магистратуре, после окончания учёбы я могу получить выплату или достаточно степени бакалавра?

    Ответить
    • Елена АлександровнаМарина 12:49 19.03.2019

      Степени бакалавра достаточно. Это высшее образование.

      Ответить
  • Катерина 12:51 01.03.2019

    Здравствуйте, я живу в селе и работаю в школе пятый год, в этом году закончила вуз, мне 27, я могу участвовать в программе?

    Ответить
  • Эхсон 19:15 01.03.2019

    Здравствуйте. Это проект только гражданам РФ?

    Ответить
  • Евгения 20:01 01.03.2019

    Здравствуйте, в этом учебном году переехали в сельскую местность, работаю учителем нач.классов, возраст 33 года, высшее обр, смогу ли участвовать в программе?

    Ответить
  • Николай Антонович 22:45 01.03.2019

    Доброго времени. Данная программа расчитана на педагогов дополнительного образования, которые занимаются кружковой работой?

    Ответить
  • Катя 05:43 02.03.2019

    Здравствуйте! Я работаю в сельской школе учителем более 5 лет, нет своего жилья, у меня высшее образование. Но я не подхожу по возрасту! Мне сейчас 35, пока эту программу запустят, я уже не подойду? Очень обидно.

    Ответить
  • Николай 07:57 02.03.2019

    Думаю, что программу нужно распространить на всех учителей (до пенсионного возраста) уже работающих в малых городах и сельской местности! Иначе, мы, школы малых городов, рискуем столкнуться с «массовой миграцией» учителей. Уже сейчас некоторые учителя рассматривают варианты переезда в деревню. Кроме того, моногорода, насколько я знаю, не попали под программу «Земский доктор», поэтому наш район как испытывал дефицит врачей, так и испытывает.

    Ответить
  • Юлия 14:03 02.03.2019

    Добрый день! Подскажите, если я проживаю в сельской местности, работаю в сельской школе (на данный момент в декрете), имею высшее математическое образование (не пед), возраст до 35 лет, то могу ли теоретически расчитывать на эту программу? Или она будет актуальна только для вновь нанятых?

    Ответить
  • Екатерина 16:22 02.03.2019

    Считаю, возраст надо увеличить, как и для докторов — до 45 лет. Учителя, заставшие систему образования в СССР, как раз и могли бы способствовать приемственности лучшего педагогического опыта молодежи, привития подрастающему поколению непреходящих ценностей, которые, увы, попираются сегодня под натиском разврата «западной культуры».

    Ответить
    • ЮлияЕкатерина 18:56 14.03.2019

      Согласна!!!

      Ответить
  • Марина 16:31 02.03.2019

    Здравствуйте. Если учитель уже имеет ипотеку в городе, но работает в сельской местности будет ли действовать данная программа?

    Ответить
  • Линара 18:50 02.03.2019

    Я работаю воспитателем в селе, езжу каждый день на работу. У меня неоконченное высшие образование (учусь на 2 курсе). Я могу рассчитывать на программу «земский учитель» и куда обратиться?

    Ответить
  • Ольга Николаевна Полухина — учитель биологии и химии, муж — учитель истории, географии 07:55 03.03.2019

    А если возраст 55 и еще 10 лет можешь работать?

    Ответить
  • Деревенский учитель 12:55 03.03.2019

    Я дорабатываю свои 10 лет по программе и меня этим Калачём больше не заманить! Как сказал Д.А. Медведев, пора в бизнес уходить, а не работать здесь и уволиться с психическим расстройством.

    Ответить
  • ТАТЬЯНА 12:57 03.03.2019

    Добрый день! Прошу не забывать, что пенсионный возраст в России повышен. Почему в программе предполагаются ограничения по возрасту — до 35 лет? Это не правильно.

    Ответить
  • Резеда 19:09 03.03.2019

    Здравствуйте! Я вот приехала в деревню как молодой учитель и работаю только первый год. Получается, под эту программу я не попаду, так как приехала в село работать в 2018/19 учебном году.

    Ответить
    • ОлегРезеда 23:06 08.03.2019

      Да, и мне тоже это интересно?

      Ответить
  • Гузаль 21:25 03.03.2019

    То же самое: езжу в соседнее село за 30 км, преподаю математику, значит нам за 50 не положены эти деньги, да?

    Ответить
    • Владимир ХихловскийГузаль 02:29 12.03.2019

      Мне и жене 56, попадаем ли мы в эту программу?

      Ответить
  • Людмила 12:34 04.03.2019

    Здравствуйте! Что за дискриминация по возрасту, мне 39 лет… и что, всё?

    Ответить
  • Юлия 12:54 04.03.2019

    В своё время живя в селе и работая в школе не получила ни выплату (давали молодым учителям, по возрасту уже не проходила), ни участок. Живу в городе уже 10 лет, продолжая работать на том же месте, езжу на машине за 30 км. Стаж 27 лет. Почему бы не поощрить «ветеранов» своего дела?! Некоторые, получив желаемое, уже далеко от родных стен.

    Ответить
    • АлинаЮлия 13:17 12.03.2019

      Работаю с 1990г. на селе, в нищем районе и нищей области. Не получила ни подъёмных, ни жильё. Перестройка помогла, а теперь ещё и продление пенсионного возраста. Значит и в программе «Земский учитель» надо увеличить возраст с 35 лет и до… пенсионного.

      Ответить
  • Татьяна 15:48 04.03.2019

    Я работаю педагогом в селе в детском саду уже восьмой год, и живу в селе с рождения. Мне менее 35 лет, высшее образование. Собственного жилья нет. Так что же, мне не будет полагаться миллион подъёмных? Я ж с города не переезжаю, так что ли?

    Ответить
  • Марина 16:51 04.03.2019

    Добрый вечер. Мне 52 года. И я бы хотела участвовать в программе. Но ограничение возраста.

    Ответить
  • Екатерина 19:09 04.03.2019

    А я, например, тоже езжу с города в село, сложилось так, что в селе мне работать удобнее и с удовольствием уехала бы на постоянное место жительства в деревню, но под программу я тоже не подхожу — мне 40. Почему у нас все до 35, а дальше что, не люди? Нам только пенсионный возраст можно повышать? Как же с теми, кому больше? Выживайте как хотите?

    Ответить
  • Мария 17:06 05.03.2019

    Мне 45. Почему эта программа только до 35? До пенсии как до луны, ребенок маленький, хочется свое жилье, где справедливость?

    Ответить
    • ЮлияМария 18:53 14.03.2019

      Здравствуйте! Поддерживаю. Почему до 35?

      Ответить
  • Екатерина 11:42 06.03.2019

    Здравствуйте. Я 3 года работаю в школе в небольшом городке Сергач, Нижегородской области. Мне 25 лет. Проживаю я в селе Сергачского района. Мне приходится добираться на работу каждый день. Могу ли я рассчитывать на получение подъемных?

    Ответить
  • Юрий Мягков 20:29 07.03.2019

    Нет ни одного положительного примера по результатам этих программ. А у власти ясно кто. Даже Думой рулит официальный долларовый миллионер. Не верьте.

    Ответить
  • Майя 00:14 08.03.2019

    Почему эта программа действует для лиц до 35? Остальные что, не люди? Пожалуйста, рассмотрите этот законопроект по отношению возрастного тренда! Увеличьте хотя бы до 45 лет, как и для врачей!

    Ответить
  • Луиза 17:34 08.03.2019

    Я девять лет отработала в школе учителем математики. Получив второе высшее, ушла со школы. Зарплату начала получать в два раза больше. Прошло семь лет. Скучаю по своему предмету. Я бы вернулась, но мне 38.

    Ответить
  • Сапият 22:13 08.03.2019

    Действительно! Почему бы не участвовать в программе тем, кто старше 35 лет. Я, например, тоже езжу за 20 км на работу. Хотелось бы стать участником программы, хотя по возрасту не подхожу. Спасибо.

    Ответить
  • Вера 22:25 08.03.2019

    Предположим: до 20 лет училище, затем 6 лет-ВУЗ, затем поднимала демографическую ситуацию в стране, родила троих детей… 9 лет декрет и… Готова трудиться, но ей уже 35. )))

    Ответить
  • Алексей 19:49 10.03.2019

    Учитель русского, литературы и английского языка, 44 года, и что? Мы работаем и хотим работать, ездим за 30 км, и на нас по боку?

    Ответить
  • Олеся 20:45 10.03.2019

    Да, с возрастом, конечно, не очень… ) Мне 38, но я уже не считаюсь педагогом, имеющим право на миллион? Странно как-то. С радостью бы переехала в село, купила бы домик. Но… Увы…

    Ответить
  • Екатерина 11:47 11.03.2019

    Добрый день, я работаю в рабочем посёлке в Тульской области, переехала из областного центра, работаю уже 10 лет, надеюсь, что смогу участвовать в программе. Я считаю, что в первую очередь нужно давать выплаты тем, кто уже работает. У нас тут семья, дети, любовь к своему делу, а жилья нет. А молодые специалисты отработают 5 лет и уедут в город. Что их задержит? Это очевидно.

    Ответить
  • Юрий Васильевич 15:09 11.03.2019

    Образование и здравоохранение всегда финансировались по остаточному принципу: зарплата мизерная, стаж 38 лет и пенсия 8800. Настало время поддержать пенсионеров в малых городах.

    Ответить
  • Наталья 15:42 11.03.2019

    Если у молодого учителя есть 1/4 часть квартиры, приобретенной родителями через материнский капитал (всего квартира 52 кв.м.), имеет ли он право на субсидию по программе «Земский учитель»?

    Ответить
  • Андрей 22:28 11.03.2019

    Что за несправедливость: мне 45 и я хочу переехать в сельскую местность, и этот миллион был бы хорошим подспорьем. Но получается, я не могу на него рассчитывать?

    Ответить
  • Наталка 22:36 11.03.2019

    Уважаемые господа начальники! Услышьте простых учителей! Уберите ценз 35 лет, и в школе останутся работать педагоги! Увеличьте возраст хотя бы до 45 лет!

    Ответить
  • Алина 12:58 12.03.2019

    Здравствуйте! Работаю в сельской школе учителем начальных классов, образование высшее. Начинала с работы воспитателем в детском саду с 1990 г. До сих пор «бездомная». С преогромным удовольствием переехала бы в другую область, в село, если бы предоставили жильё.

    Ответить
  • Вера 15:16 12.03.2019

    До 35 лет — это ни о чем. Ценз возрастной надо повысить до 50 лет. Пенсионный возраст повысили — работайте значит граждане. А всех условий и приоритетов лишают. Мне 37, и я бы может поехала. А вот 20-25 летние скорее в крупные города поедут.

    Ответить
    • Елена АлександровнаВера 12:47 19.03.2019

      Вера, безусловно, права. Мне 45 лет, жизнь поменялась. В этом году хотела как раз поменять свою жизнь, а тут новости такие. С удовольствием бы поехала работать математиком, информатиком или физиком. Надеюсь, что возрастной ценз пересмотрят. ))

      Ответить
    • СветаВера 23:35 19.03.2019

      Граждане, надо до 55 лет увеличить этот возраст. Только дошли до расцвета в профессии и на пенсию, обидно. А денежки всем нужны.

      Ответить
  • Марина 16:36 12.03.2019

    Какая разница — 35 или 45? Люди после 45 наоборот приезжают навсегда, чтоб до пенсии работать и жить, а в 35 — это пташки, они за миллионом и едут, а через пять лет — тю-тю специалиста.

    Ответить
  • Виталий 18:51 12.03.2019

    Предлагаю — тем, кому за 35 лет голосовать за мое предложение.
    1 миллион чтобы выплачивали не единовременно, а равными долями: раскидали миллион на 5 лет и получать прибавку к зарплате ежемесячно — поощрения по программе. Как только наберется миллион голосов, правительство должно заметить нас и наше стремление зарабатывать достойные деньги.

    Ответить
    • ГузельВиталий 19:03 18.03.2019

      Я поддерживаю вас.

      Ответить
  • Мария 13:25 13.03.2019

    Хотелось бы, чтобы переформулировали условия по поводу возраста?) Возможно ли это? )) И продлить увеличение возрастных ограничений.

    Ответить
    • Михаил КрасинМария 13:57 13.03.2019

      Мария, на данный момент еще не подготовлен нормативный акт, который будет регулировать условия данной программы. Поэтому возможно все.

      Ответить
      • Наталья.Михаил Красин 12:57 15.03.2019

        Возрастное ограничение 45-50 (или-или). Пенсионный возраст повысили, а соотнести условия не удосужились.

        Ответить
    • Андрей НиконовМария 10:33 16.03.2019

      Вчера в Совете Федерации Васильева заявила, что никаких ограничений по возрасту не будет!

      Ответить
  • Екатерина 01:29 14.03.2019

    Написано же про возраст — предположительно. Вряд ли будут ограничивать его вообще. В деревне и пенсионерам рады. Меня другое задевает. Вот приедет эта тетя, получит миллион, а мы по столько лет отработали (конкретно я 16) в деревне и будем опять ни с чем… Лучше бы отменили это подушевое финансирование и дали деревне хоть на эти же 25% сельских больше, чем в городе (любом, даже Москве). Тогда и поедут.

    Ответить
  • Вера Ивановна Арляпова 06:46 14.03.2019

    Мне будет 44. И я хочу поехать в село! Наше поколение и без того обделено: когда заканчивали университеты — было тяжелое время 90-х, детей воспитали в долгах, сегодня получаем унизительные зарплаты. До пенсии как до Луны! УВЕЛИЧЬТЕ ВОЗРАСТ!

    Ответить
  • Николай 15:34 14.03.2019

    Программа рассчитана на молодых специалистов. Но их, т.е. молодых специалистов, как не хватало, так и не будет хватать. За такую зарплату из села бегут не только молодые специалисты, но и педагоги со стажем. Как можно жить на 8000 р. Лучше бы подняли зарплату, до нормальных размеров. А не одноразовая помощь, в 1000000 р. Молодежь уезжает в Москву, чтобы заработать. В такой же школе работают, а зарплата в разы больше. Это государство в государстве.

    Ответить
  • [email protected] 16:50 14.03.2019

    Мне 42 года. Считаю несправедливым возраст до 35. В возрасте от 40, человек становится профессионалом своего дела. И если поедет, то до пенсии.

    Ответить
  • Сэсэг 05:45 15.03.2019

    Да! Увеличьте, пожалуйста, возраст! До 45 лет! Рассмотрите еще раз этот проект! Люди, которые выбрали профессию учителя и работают в школе, с удовольствием поехали бы в село.

    Ответить
  • Сергей 19:32 15.03.2019

    Всем доброго времени суток!
    Полностью согласен с мнением участников и повторюсь: очень важно и необходимо пересмотреть возрастной рубеж участников программы минимум до 50 лет. Идея программы — поддержка педагогов путём выплаты пособия для приобретения жилья в сельской местности! Так для чего вводить ограничения в возрасте?
    Если педагог вне зависимости от возраста на свою крохотную зарплату не смог приобрести собственное жильё, то для чего лишать возможности получения пособия в предпенсионном возрасте?

    Ответить
  • Галя 20:23 15.03.2019

    После 35 лет — это списанный «товар» что ли? Я бы тоже переехала в село с детьми, если бы дали денег на строительство или покупку жилья, чем ютиться в «однушке» и жить в экологически загрязненном городе. Неправильно все это.

    Ответить
  • Андрей Никонов 10:32 16.03.2019

    Васильева заявила в Совете Федерации 12 марта, что ограничений по возрасту в программе не будет!

    Ответить
  • Татьяна 13:48 17.03.2019

    Почему образование только высшее, а если средне-специальное, так уже учитель не подходит. Жаль.

    Ответить
  • Сауле 07:03 18.03.2019

    Здравствуйте. А если я работаю в детском саду воспитателем, могу ли я участвовать в этой программе «Земский учитель»?

    Ответить
  • Лариса 14:11 18.03.2019

    Да, с возрастом что — то не додумали. Мне 50 лет с удовольствием бы, приняла участие в данном законопроекте и на то есть свои причины. Я считаю, прежде надо учитывать опыт работы и профессионализм педагога. А вот к 35 годам, только начинаешь опыт накапливать. Прежде всего учитывать надо педагогическое портфолио, стаж работы, квалификационную категорию, чтобы повысить уровень образования в сельских школах, ведь дети на селе очень отличаются по развитию от городских. Пенсионный возраст увеличили, значит и мы будем со своим опытом работы очень полезны образованию.

    Ответить
  • Гузель 16:50 18.03.2019

    Согласна, что возраст нельзя ограничивать! Молодёжь не поедет в село даже за миллион. А если поедут, то отработают 5 лет и уедут, а вам опять придётся платить миллион другому специалисту. А вот работники со стажем с радостью рассмотрят переезд и останутся работать до пенсии.

    Ответить
  • Светлана 14:38 19.03.2019

    А если я живу в деревне и устроюсь в местную школу учителем, то могу участвовать в этой программе или нет? Просто акцент делается на переезде из города в село.

    Ответить
  • Алтнай 18:04 19.03.2019

    Да я тоже согласна, чтоб возраст хотя бы до 40 лет или 35 включительно.

    Ответить
  • Наталья 09:32 20.03.2019

    Скажите, пожалуйста, я работаю в деревне уже 8 лет, положена будет ли выплата миллиона рублей уже работающему специалисту, возраст которого 28 лет?

    Ответить
  • Анна 17:07 20.03.2019

    Да тоже возмущенная возрастным ограничением. Мне 38, приехала в 2002 в село работать в школу, вот и работаю по сегодняшний день. Старшие дети студенты, хотели в другое село поближе к городу переехать, думаю, ну хоть какую то поддержку получить. В свое время брали кредит на жилье, сами оплатили никто не помогал, думали ну хоть сейчас, и опять не подходим.

    Уважаемое государство, поднимите возрастные рамки, а то и так думаем как бы до пенсии доработать. А тому, кто предлагает раздробить явно ни в чем не нуждается.

    Ответить
  • Людмила 20:37 20.03.2019

    А я уже приехала и 5 лет отработала, дом купленный на мат. кап. рушиться, зарплата маленькая и миллиона не хватить улучшить жил. условия., хоть назад отправляйся. А мне 45 и миллион не светит.

    Ответить
  • Анна 23:28 20.03.2019

    Обязательно переезжать в сельскую местность? Если человек уже там проживает и собирается работать, то ему будет пологаться выплата ?

    Ответить
  • Екатерина 10:30 22.03.2019

    Здравствуйте. Живу в Карелии. Город Петрозаводск. А езжу работать в школу учителем в соседнее от города село, за 25 км от города, работаю в сельской школе уже год. Мне 32 года. Могу ли я участвовать в этой программе? Началась ли уже реализация данной программы? И что для этого надо?

    Ответить
Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных