Регистрация самозанятых
В связи с вступлением в силу в качестве пилотного эксперимента Федерального закона №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее «Закон о самозанятых») с 01 января 2019 года у граждан, ведущих самостоятельную деятельность, появилась возможность регистрации и перехода на новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Важной особенностью данного режима выступает то, что для постановки на учет теперь не требуется личного посещения налоговых органов, достаточно лишь скачать мобильное приложение.
Раньше, для того, чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого лица, необходимо было поставить в известность налоговые органы о своей деятельности. Самозанятыми могли стать следующие категории:
- няни, сиделки;
- репетиторы;
- горничные, уборщики.
Для самозанятых этих и смежных профессий, при условии их постановки на учет в ФНС, до конца 2019 года действуют налоговые каникулы (они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога).
С введения новых правил, предусмотренных «Законом о самозанятых», процедура регистрации теперь осуществляется посредством приложения «Мой налог», которым можно воспользоваться через смартфон, планшет или персональный компьютер.
Необходимо скачать и установить «Мой налог». В онлайн-магазинах мобильных приложений уже стали появляться сервисы с подобными названиями. Они не имеют отношения к ФНС.
С 1 января 2019 года новый налоговый режим действует только в 4 регионах:
- Москве;
- Московской и Калужской областях;
- Республике Татарстан.
Приложение для самозанятых граждан: как зарегистрироваться
Для начала необходимо скачать приложение «Мой доход». Версия для смартфонов размещена в открытом доступе:
- версия для iPhone скачивается в App Store;
- версия для телефонов на Android — в Google Play.
После установки приложения, самозанятому налогоплательщику будет предложено 2 способа регистрации:
- по паспорту РФ (стандартный способ регистрации);
- через личный кабине физлица (если есть учетная запись в Личном кабинете налогоплательщика).
Для того, чтобы зарегистрироваться в Личном кабинете налогоплательщика, необходимо посетить ФНС для получения регистрационной карты, в которой будут указаны логин и пароль.
Для регистрации по паспорту, после нажатия соответствующей области, необходимо ввести контактный номер телефона, на который поступит код подтверждения.
Далее указывается регион, в котором будет осуществляться деятельность самозанятого. После этого остается отсканировать через камеру смартфона паспорт и сфотографировать лицо в анфас.
После подтверждения регистрации заполненная форма отправляется на проверку в ФНС. Через максимум 6 дней, в случае корректного указания всех данных, налоговая подтвердит статус зарегистрированного налогоплательщика в качестве самозанятого (до подтверждения уже можно пользоваться функциями приложения в тестовом режиме).
При выборе кнопки «Вход через кабинет физического лица», необходимо будет ввести в соответствующие поля:
- свой ИНН;
- пароль от личного кабинета налогоплательщика.
Личный кабинет самозанятого
Для постановки на учет самозанятого лица в налоговый орган посредством персонального компьютера, необходимо пройти регистрацию в «Кабинете плательщика НПД». Данный веб-сервис обладает теми же возможностями, что и мобильное приложение.
После нажатия кнопки «Зарегистрироваться» и принятия всех соглашений, необходимо будет указать в соответствующем поле свой ИНН, а также ввести пароль от «Личного кабинета налогоплательщика».
В Mac App Store приложения на начало 2019 года пока нет. Так что воспользоваться им с ноутбука от Apple не получится.
После того, как ИНН и пароль введены, лицо автоматически становится на учет в ФНС в качестве самозанятого. После окончания регистрации налогоплательщик может одновременно пользоваться и мобильным приложением, и личным кабинетом на сайте.
Регистрация самозанятых через Сбербанк-онлайн и Госуслуги
На начало 2019 года возможность встать на учет в ФНС в качестве самозанятого посредством банковских сервисов не реализована. Внедрение их планируется до конца первого квартала 2019 года.
По имеющимся данным, банки планируют выпустить свои собственные альтернативные приложения, обладающие функционалом «Мой налог», напрямую передающие данные в налоговую. Сервисы будут интегрироваться с приложением ФНС посредством API. Известно, что разработкой таких приложений занимаются:
- Сбербанк;
- Совкомбанк;
- Тинкофф Банк;
- банк «Восточный»;
- Альфа-банк.
Для интеграции с приложением «Мой налог» банкам необходимо обеспечение беспрерывной обработки данных, а также наличие круглосуточной техподдержки.
Через портал «Госуслуги» на начало 2019 года тоже пока нельзя зарегистрироваться. Вероятно, такая возможность будет реализована позже, но сейчас конкретной информации по этому поводу нет ни на самом портале, ни на сайте налоговых органов.
Можно ли зарегистрироваться в другом регионе
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона №422-ФЗ «О самозанятых», применение нововведенного налогового режима возможно только при осуществлении деятельности в тех субъектах РФ, которые включены в пилотный эксперимент:
- Москва;
- Московская область;
- Калужская область;
- Татарстан.
Тем не менее, в случае, если область деятельности самозанятого захватывает несколько регионов, в число которых входит один из четырех прописанных в п. 1 ст. 1 №422-ФЗ, то при выборе его в приложении, переход на оплату «Налога на профессиональный доход» будет осуществлен.
Как оплачивать налог через приложение
Для оплаты налога на профессиональную деятельность необходимо пройти регистрацию в приложении «Мой налог» и начать пользоваться его функционалом.
Механизм достаточно прост. При получении денежных средств от клиентов, необходимо переносить данные в приложение, на их основании будут формироваться фискальные чеки. Для того, чтобы сформировать фискальный чек, необходимо будет также ввести ИНН контрагента. Таким образом, ФНС будет автоматически рассчитывать ставку налога, которую необходимо начислить самозанятому.
При получении денежных средств:
- от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ставка налога – 6%;
- от физлиц – 4%.
Самозанятым предоставляется вычет, так называемый «Аванс на оплату налога». Благодаря ему, первое время начисление будет происходить по ставкам 4% по оплатам от компании и 3% по поступлению средств от физических лиц. Пониженные ставки будут высчитываться, пока размер вычета не составит 10 тысяч рублей. Такой размер «аванса» был определен государством, согласно вышедшему закону.
На основании предоставленных данных в приложении, до 12 числа следующего месяца, ФНС будет отправлять налогоплательщику уведомление с суммой налога, которую нужно будет перечислить этом месяце до 25 числа (при просрочке на эту сумму будет начислена пеня).
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, а налог нужно платить каждый месяц или за отдельный период?